Поход за полярный круг


Июль-Август 1978 г. полуостров Таймыр
Московская Правда

С полуострова Таймыр вернулась научно - спортивная экспедиция журнала «Турист». Московского филиала Географического общества СССР и Министерства геологии РСФСР. О некоторых эпизодах сложного путешествия рассказывает нашему корреспонденту И. Коваленко, начальник экспедиции, заместитель главного ‘ редактора журнала «Турист», действительный член Географического общества Николай Макарович ТАРАСОВ.

— Наш путь начинался из Норильска. Внизу, за иллюминаторами вертолета, открылась для нас удивительная страна — пла-то Путорана. Казалось, кто-то гигантским мечом играючи срезал вершины гор. Быстрые горные реки проложили себе путь — глубокие и узкие ущелья. Среди серых камней яркими, заплатами сверкают ледники и снежники. 

Озеро Аян, начало нашего пути, возникло на горизонте неожиданно. Оно напоминало огромную трещину, заполненную голубым стеклом воды. «МИ-8» закладывает виражи — и мы у цели долгого полета.

День-другой прошел за подготовкой к выходу на маршрут. Наконец, можно отправляться в путь, было так тихо и солнечно, что, казалось, ничто не предвещало непогоды. Но буквально через час шквал начинающейся бури смял гладь озера. Потемнело небо. Лодки затанцевали среди хаоса валов и пены, байдарку кидало из стороны в сторону, как легкое перышко. Но буря стихла так же стремительно, как и началась, и мы благополучно причалили к южному берегу озера, там, где пенистым перекатом начиналась река Аян — главный водный путь нашей экспедиции.

Представьте себе отвесные скалы каньона. Они стиснули полноводную реку, и Аян вздыбившись на камнях, гудит, пенится до самого океана, ничего не разглядеть. А плыть надо. Вот наша байдарка - моя и моего капитана Дмитрия Меркурьева — выходит на стремительное течение. От края и до края — пляска волн. По центру реки они выше. Гребем к правому берегу, где вроде поспокойнее. Валы плещут в лицо, бьют а борта. Весло, занесенное для гребка, захватывает только воздух. Огромная волна накрыла нас с головой, сбила защитный фартук, байдарка отяжелела от воды.

И вдруг, в клокотании валов различаю…. камни, гряду камней. Скрытая валами, она протянулась от правого берега, куда мы идем, к центру реки. 
— Макарыч! — кричит мне с кормы капитан. — Летим на камни! Проверь спасжилет….
На быстром течении пристаем к берегу. Я остаюсь вычерпывать воду из почти затонувшей байдарки, а капитан бежит на помощь товарищам: начальник штаба Петр Бакут сел на плиту гряды у правого берега. Аян не уставал преподносить нам сюрпризы. Путораны поражали своим великолепием и первозданностью. Часто останавливались на дневки, чтобы провести научные работы. Наш кинооператор Игорь Дудолин уходил на съемки. Командор маршрута Евгений Михеев вместе с начальником штаба корректировали карту, отмечали на ней пороги, водопады. Я записывал наблюдения. Кто-то брал образцы минералов, другие ловили рыбу на обед, собирали грибы и ягоды. А после ужина Нина Маршукова. наша медсестра, непременно проводила медосмотр. В этот момент я разглядел в гряде проход. Маленький, всего на ширину лодки, но проход. А байдарка идет боком, и, того и гляди, ее прижмет к камням, а тогда…. Думать некогда. Гребок, еще, еще. Лодка устремляется острым носом в «игольное ушко». Рано сдаваться! Пройдам!

Хета вольно разлилась по тундре. Путораны остались позади. Холодный ветер Таймыра бил в лицо. Надели свитера, перчатки. Вот и первые за двадцать дней пути люди. Чумы, палатки-балки. В них живут семьи охотников из поселка Волочанка. Теплые встречи. Мы увозим прекрасный материал для этнографов…. 

Начиналась полярная ночь. Тот же «Ми-8» взял курс на Норильск. Внизу проплывали темные пятна многочисленных озер и рек. простирался Таймыр, ставший теперь для нас родным и желанным. 

Этот суровый край за Полярным кругом покорил наши сердца. Пройдет год и, надеюсь, мы вновь соберемся вместе, чтобы отправиться в те места, что называют «белыми пятнами» на земле. Возможно, это будет Верхоянский хребет.

Около четырехсот километров восемь человек прошли по рекам, бегущим в каньонах малоисследованной горной страны - плато Путорана и тундрам Северо-Сибирской низменности. Полнометражный цветной фильм, фотографии, ценные экспонаты, ряд геологических и этнографических работ, детальное списание малоизвестных, а туристской литературе рек — таковы итоги похода за Полярный круг.

Комментарии

Популярные

Первая Колымская геологоразведочная экспедиция

Открытие Географического центра Российской Федерации

Золотой цветок России